Почему в российских городах используют устаревшие модели развития

Автор: Анна
05:29 03.05.2017

У каждого города мира есть собственная логика, разум и сердце. В США акцент сделан на культурное разнообразие, в Европе современная урбанистика избавилась от типовых подходов, диктуемых государством. Что представляют собой современные российские города и почему не стоит возводить многоэтажки на картофельных полях, журналу «Строительство.RU» рассказал Андрей БОКОВ, академик РААСН.

 — Андрей Владимирович, какое жилье сегодня востребовано в мире, какие прослеживаются тенденции?

— Безусловно, города по всему миру различаются, и с каждым годом эта разница становится очевиднее.

Современная тенденция — развитие малоэтажной застройки с учетом всех требований. Доступное жилье сегодня есть везде. Причем малоэтажное строительство более востребовано: жители таких домов имеют возможность использовать землю под огород или, например, перекрасить фасад здания в другой цвет. Подобные социальные проекты можно увидеть в Аргентине, Чили, Перу, Бразилии, в Африке и в Индии.

 — России все-таки ближе европейский менталитет, наши подходы в этом плане схожи?

— В Европе используют инструменты, которые напоминают наши. Там ни в одном городе не найдешь такого контрастного сочетания разных культур, как, к примеру, в Америке.

В Швейцарии на законодательном уровне прописано, что 33% жилья должно быть коммерческим, 33% — арендным и 33% — социальным. И отступление от этих правил не допускается. Но, как и в России, рядом с многоэтажным домом там может располагаться исторический памятник.

Какие подходы используют в США?

Много лет назад, спустившись в подземелье Чикаго, я понял, что американские города — это мега-структуры. Под улицами там располагаются многоэтажные сооружения, но сети проложены очень грамотно. Они настолько сконцентрированы, что напоминают мощнейший каркас, который избавляет город от многих рисков. Он гарантирует, что город будет жить, что бы вы ни сделали, какие шалости себе ни позволили: построили 40-этажное здание или двухэтажный дом.

Ни европейские, ни тем более российские города не выдерживают такого рода испытаний, так как лишены подобной возможности экспериментировать. До сих пор мы используем инфраструктуру 70-летней давности, поэтому для нас подобные игры чрезвычайно опасны.

Еще один интересный момент. США никогда не лишит себя такого квартала, как, к примеру, всем известный Чайна Таун — экзотический уголок традиционной китайской культуры. В Америке изначально закладываются средства на поддержание подобного разнообразия. Культурная идентичность является для них большой ценностью.

— Получается, что нам сегодня необходимо сосредоточиться на зонировании территории, ее разграничении с выделением особых зон и приоритетных функций?

— Зонирование когда-то было интегрировано в документ под названием «Генеральный план». Понятия, заложенные там еще при советской власти, сегодня противоречат современным реалиям. Это вовсе не означает, что Генплан нам не нужен и думать о нем не стоит. Но сначала необходимо заложить инфраструктурный каркас, чтобы город стал удобным. И только после этого можно заниматься зонированием, озеленением, установкой фонарей и т.д. У нас сейчас делается наоборот. Справедливо говорить, что есть правовое зонирование, а есть физическое, которое у нас просто отсутствует. Негативный процесс, который мы сегодня наблюдаем, — это следствие нехватки того пространства, ответственность за которое несет архитектор.

— К какому опыту, в плане модернизации городов, можно обратиться сегодня?

— Нью-Йорк в 60-е годы прошлого века представлял собой печальное зрелище. Но город преобразился, и сделано это было принципиально другими методами, в отличие от тех, которые мы пытаемся сейчас использовать. Процесс был запущен не за средства городского бюджета, а за счет введения новых законов. Например, тесная застройка была запрещена, так как нужны скульптуры и памятники. В итоге механизм сработал так, что ужасно неудобный город стал привлекательным. Во многом это случилось благодаря постоянному повышению качества среды.

К сожалению, те меры, которые мы принимаем, не дают должного эффекта. Имеют место какие-то разовые акции, но сам механизм обновлений не запущен. А он дает возможность увеличить налоговую базу и привлекать для работы молодых, умных, талантливых и креативных людей. Именно это сейчас происходит в Сингапуре и в Лондоне.

— Как сегодня определяется назначение территории?

— Существует естественное или плоскостное зонирование, о последнем вообще сейчас не говорится. Кварталы появляются следующим образом: есть большой завод, рядом с ним «вырастает» жилая зона, дома должны стоять на определенном расстоянии друг от друга и т.д. Идеальные города представляют собой некий брикет, плоскость с общими показателями на одной точке.

У нас сегодня работает лишь одна модель, поэтому мы совершенно спокойно можем строить на картофельных полях 16-этажные дома и считать, что это правильно.

Но есть и другой путь, к примеру, распределение плотностей, когда наши любимые кварталы могут быть локализованы в одном месте, а не во всем пространстве. Или другая модель — полицентричный город с мощнейшими гигантскими центрами.

— Какой главный недостаток у наших городов?

— Они провинциальны. В советское время мы уничтожили право собственности, исключили человека из процесса формирования территорий, но города не были ужасными. И, самое главное, не выглядели провинциальными.

Сегодня город разделен на две части: историческую и современную. Согласно Правилам землепользования и застройки (ПЗЗ), в исторической части возводить ничего нельзя. Москва представляет собой непересекающиеся охранные зоны, в которых строить запрещено. Но за ее пределами можно делать все что угодно. Когда город существует подобным образом — это неправильно.

Например, ткань Парижа непрерывна: нет резкого контраста между городом и его окрестностями. Каждый застройщик, который приходит на новую территорию, уважительно относится к тому, что существовало до него. У нас в двух частях города работают разные люди, зачастую и законы там функционируют отличные друг от друга. Очевидно, что ПЗЗ — это тот инструмент, который сегодня не работает.

Елизавета ГОНЧАРОВА

Источник: rcmm.ru

Фото: Хозресурс.ру

Комментарии (0)

Объекты

«ЖЕМЧУЖИНА ФЕОДОСИИ»

ООО СеверСтрой

ЖИЛОЙ КОМПЛЕКС «БОЛЬШОЕ СТУПИНО»

ООО СеверСтрой

Бульвар Евскина, дом 9

ООО СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ ПРЕМЬЕР

Жилой комплекс «Эстет»

ООО СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ ПРЕМЬЕР

ул. Тарасовская, дом 14

ООО СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ ПРЕМЬЕР

Жилой комплекс «Новые Ключи» Дом №1

ООО Новые Бизнес-Технологии

Проекты

Бизнес-центр, Москва, ул. Большая Пироговская, дом 27, к.1

ООО СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ ПРЕМЬЕР

Москва, музей-заповедник «Коломенское», Усадьба коломенского...

ООО СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ ПРЕМЬЕР

Московская область, г. Королев, ул. Горького, дом 47

ООО СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ ПРЕМЬЕР

КОТТЕДЖНЫЙ ПОСЕЛОК КРЕКШИНО

ООО СеверСтрой

МИКРОРАЙОН «УЮТНЫЙ», г. Сургут, УЛ. КРЫЛОВА.

ООО СеверСтрой

ЖИЛОЙ КОМПЛЕКС ЛЮБИМЫЙ

ООО СеверСтрой

Индустриальный парк в Хабаровском крае "Авангард"

ООО Индустриальный Парк "Авангард"

Инициативы
Смотреть все

Презентация платформы ЮСИ (проект ПоискСтроек) В.В. Путину

Вход
Закрыть
Регистрация
Забыли пароль?
Войти через:
Регистрация
Закрыть

Уже есть аккаунт?
Не пришло сообщение?
Регистрация через:
Повторная отправка инструкций
Закрыть
EMAIL
Уже есть аккаунт?
Регистрация
Восстановление пароля
Закрыть
Уже есть аккаунт?
Регистрация